Что такое инфляция и как измеряется инфляция?

Инфляция увеличивает неопределенность в экономике и мешает нам принимать оптимальные решения. Когда инфляция превращается в гиперинфляцию, экономика рушится и доверие к деньгам теряется. Вот почему центральные банки по всему миру пытаются удерживать инфляцию на низком уровне.

инфляция

Что же такое инфляция?

Цены на отдельные товары и услуги в экономике постоянно меняются. Например, из-за технического прогресса и глобализации, включая перемещение производства в страны с более низкими затратами на рабочую силу, такие продукты, как компьютеры, электроника и одежда, были дешевле в течение многих лет. Однако простое изменение цен на отдельные товары или услуги не обязательно означает инфляцию или дефляцию. Снижение (увеличение) цены одного товара может быть компенсировано увеличением (снижением) цены другого. О инфляции можно говорить только тогда, когда общий уровень цен на товары и услуги в экономике возрастает. Точно так же дефляция – это снижение общего уровня цен на товары и услуги в экономике.

Как измеряется инфляция?

Наиболее часто используемым показателем инфляции является изменение индекса потребительских цен , так называемый ИПЦ ( индекс потребительских цен ). Его популярность в первую очередь связана с тем, что он касается потребительских цен, то есть категории, которая составляет наибольшую часть ВВП. Кроме того, он публикуется часто (обычно каждый месяц) и относительно быстро.

Индекс потребительских цен рассчитывается и публикуется Центральным Банков. Чтобы рассчитать этот показатель, ежемесячно собираются около 2000 товаров (таких как хлеб, мясо, фрукты, газеты, моющие средства, мебель, компьютерное оборудование) и услуг (интернет, транспорт, туризм) из примерно 50 000 торговых точек. Список этих товаров и услуг пересматривается ежегодно, и его изменения отражают изменения в потреблении домашних хозяйств. Например, домашние хозяйства больше не покупают черно-белые телевизоры, но часто покупают планшеты.

Для расчета изменения общего уровня цен – помимо знания цен отдельных категорий товаров и услуг – также необходимо знать долю этих категорий в потребительских расходах. Изменение цены продукта, на который приходится значительная доля расходов, оказывает большее влияние на общий уровень цен, чем изменение цены продукта с низкой долей. Эти доли служат мерой при расчете общего уровня цен. По данным о структуре расходов домохозяйств мы знаем, что в 2015 году потребители потратили больше всего на еду и безалкогольные напитки (24,4% от общих потребительских расходов), оплата за коммунальные услуги и энергоносители (21,1%), транспорт, в том числе топливо (9,0%), алкогольные напитки и табачные изделия (6,5%), отдых и культура (6,4%), а также одежда и обувь (5,3%).

инфляция

Откуда берется инфляция и как центральный банк влияет на нее?

Поскольку многие факторы влияют на цены в экономике, может быть много источников для изменения общего уровня цен. Например, засуха может привести к снижению производства продуктов питания и росту их цен, что приводит к повышению общего уровня цен на товары и услуги. Другим примером источника более высокой инфляции может быть рост цен на нефть, что приводит не только к росту цен на топливо на автозаправочных станциях, но и к повышению себестоимости – и, следовательно, цен – многих других товаров.

Однако, через несколько кварталов эти экономические потрясения могут исчезнуть или изменить направление воздействия на инфляцию. Кроме того, повышение цен на продукты питания или энергоносители ограничивает финансовые возможности домашних хозяйств и, таким образом, ведет к снижению спроса на другие товары и услуги. В результате рост цен на продукты питания или энергоносители может быть компенсирован падением цен на другие товары и услуги. В этой ситуации общий уровень цен не меняется.

Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе инфляция в первую очередь определяется денежно-кредитной политикой, проводимой центральным банком. Это особенно важно, если хозяйствующие субъекты верят в эффективность центрального банка в поддержании стабильного уровня цен. В случае если домохозяйства не считают, что центральный банк будет поддерживать низкую инфляцию, они требуют от работодателей дополнительного повышения заработной платы, которое компенсировало бы более высокие цены. Для финансирования повышения заработной платы компании повышают цены на продукцию. В результате инфляция увеличивается. В противоположном случае, когда хозяйствующие субъекты полагают, что центральный банк будет поддерживать низкий рост цен, этот механизм встречается в гораздо меньшей степени, а инфляция обычно низкая.

Денежно-кредитная политика

Как центральный банк проводит надежную и эффективную денежно-кредитную политику? Если расходы в экономике растут быстрее, чем ее производственные мощности (например, из-за чрезмерного оптимизма потребителей или увеличения государственных расходов), возникает давление на повышение цен. В этом случае центральный банк обычно ужесточает свою денежно-кредитную политику путем повышения процентных ставок. Повышая процентные ставки, центральный банк пытается убедить потребителей сократить потребительские расходы и увеличить сбережения, а предприятия – ограничить инвестиции, которые после повышения процентных ставок становятся менее прибыльными. Результатом этого действия центрального банка является снижение расходов в экономике и инфляция. В противоположной ситуации, то есть, когда расходы в экономике низки, а инфляция чрезмерно падает, центральный банк снижает процентные ставки.

инфляция

Инфляционные расходы

Хотя трудно определить оптимальный уровень инфляции, многие центральные банки развитых экономик пытаются удерживать ее на уровне около 2% (например, целью Европейского центрального банка является инфляция «ниже, но близко к 2%», аналогично цели Федерального резерва – центрального банка США – инфляция составляет 2%.) Для стран с формирующейся рыночной экономикой целевые показатели инфляции в центральных банках обычно выше, примерно на 3-5% (например, целевой показатель инфляции центрального банка Турции составляет 5% +/- 2 процентных пункта, а центральный банк Бразилия 4,5% +/- 2 процентных пункта).

При установлении целевых показателей инфляции центральные банки учитывают расходы, связанные с высокой инфляцией или ее колебаниями. Следует упомянуть несколько ключевых механизмов:

  • Высокая инфляция и ее колебания означают, что предприниматели не знают цену, по которой они смогут продавать свой продукт в будущем. Предпринимателям также сложно оценить, является ли увеличение цены на производимые ими товары результатом увеличения спроса на этот товар или общего уровня цен в экономике. В результате они могут не в состоянии принять лучшее решение о том, какие товары производить, а какие нет.
  • Из-за неопределенности в экономике, связанной с изменениями цен, предприятия могут инвестировать меньше. Волатильность цен также может привести к тому, что кредиторы – которые хотят застраховаться от неожиданного повышения цен – будут требовать более высоких процентов по кредитам. Более высокая стоимость кредита также может привести к сокращению инвестиций со стороны предприятий.
  • Инфляция приводит к снижению доверия к деньгам (особенно, когда она становится очень высокой). Недостаток доверия к деньгам может привести к тому, что экономические транзакции не состоятся, несмотря на то, что обеим сторонам было бы лучше, если бы такая транзакция произошла.
  • Инфляция также снижает реальную стоимость сбережений, хранящихся в наличных деньгах, поскольку за ту же сумму можно купить меньше товаров.
  • Инфляция также может привести к повышению реального налогообложения. Из-за того, что правительства обычно откладывают налоговые пороги, а также пределы пособий и вычетов, инфляция приводит к тому, что мы фактически платим более высокие налоги.

Гиперинфляция

В крайнем случае, когда инфляция превращается в гиперинфляцию (гиперинфляцию часто определяют как повышение цены, превышающее 50% в месяц), экономика рушится и доверие к деньгам полностью теряется. Примеры гиперинфляции во многих странах мира показывают, что это обычно происходит в результате финансирования государственных расходов путем печатания денег. Самая высокая гиперинфляция была зафиксирована в Венгрии в 1945-46 годах, когда деньги быстро обесценивались, а уровень цен в экономике удваивался каждые 15 часов. В Интернете вы можете найти фотографии этого периода, на которых люди, вместо того чтобы использовать банкноты для совершения транзакций, используют их для курения в домашних печах.

Однако центральные банки боятся не только слишком высокой инфляции, но и дефляции, и, следовательно, снижения общего уровня цен. Почему? Дефляция может привести к тому, что потребители ограничат свое текущее потребление и чрезмерную экономию. С падением цен вы можете купить больше товаров в будущем на ту же сумму. В результате в условиях дефляции спрос в экономике может быть ниже ее производственных мощностей. Дефляция также затрудняет погашение долгов должниками. Это связано с тем, что по мере падения цен номинальная корпоративная прибыль также падает, а рост заработной платы остается на прежнем уровне. Поэтому сегодня, опасаясь дефляции, центральные банки пытаются удержать инфляцию на позитивном, хотя и низком уровне.

Оцените статью
Проверка курсов
Добавить комментарий