Трудоустройство в мошеннических кол-центрах — расследование от специалистов Сбербанка

Трудоустройство в мошеннических кол-центрах приобрело масштабный характер и привлекает внимание экспертов из СберБанка. В их последнем исследовании, проведенном в 2022 году, была проанализирована деятельность одного из мошеннических кол-центров в Бердянске.

Полученные данные о сотрудниках, их функциях и используемых инструментах позволили правоохранительным органам идентифицировать всех преступников и объявить их в розыск. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос о том, каким образом сотрудники попадают на работу в мошеннические кол-центры и как происходит отбор кандидатов.

Источник: sberbank.ru/ru/person/kibrary/investigations/trudoustrojstvo-v-moshennicheskij-call-centr  

В текущем отчете, представленном экспертами СберБанка, исследуются объявления о найме сотрудников в мошеннические кол-центры, а также рассматриваются популярные площадки для поиска таких вакансий, предоставляя актуальную статистику.

Следует отметить, что в ходе расследования были выявлены объявления, размещенные на украинских площадках для подбора персонала, которые использовались для набора сотрудников в мошеннические кол-центры. Особенностью этих объявлений была аномально высокая зарплата, варьирующаяся от 60 тыс. до 100 тыс. гривен (или 99 тыс. до 166 тыс. рублей).

Это значительно превышает средний уровень зарплаты операторов колл-центров в Украине, который составляет около 14 000 гривен (или 23 тыс. рублей) на основе анализа 1530 вакансий, размещенных на ресурсе Work.ua за период с сентября по ноябрь 2022 года. Поисковые запросы включали такие фразы, как «Оператор Call-центра», «Call center operator», «Оператор кол-центра», «Call-centre operator» и другие.

Наиболее активными ресурсами для размещения подобных вакансий являются Work.ua, Rabota.ua и Olx.ua. Замечательно, что только в период с сентября по ноябрь 2022 года, сайт Work.ua посетили около 12 миллионов пользователей.

Интересно, что количество посещений подобных ресурсов с конца февраля 2022 года резко упало с 4 миллионов до 2,5 миллионов пользователей, и объявления стали более скрытыми по своему характеру.

Еще одной характерной чертой объявлений за этот период стала изменение местоположения. Ранее большинство объявлений приходилось на город Днепр, но после февраля 2022 года количество объявлений, размещенных в Одессе, Киеве и Львове, значительно возросло. Также были изменения в процессе найма сотрудников для мошеннических кол-центров.

Ранее этот процесс был более прозрачным, и HR-специалисты связывались с кандидатами через Telegram. Однако затем методы изменились. Для более тщательного скрытия и проверки личности кандидата и его принадлежности к гражданству Украины, теперь требовался звонок с украинского мобильного номера, и только после этого общение переходило в Telegram.

Более того, чтобы избежать разоблачения и утечки информации о деятельности мошеннических кол-центров, кандидатам предоставлялись только очень общие описания вакансий без конкретных деталей о выполняемых задачах. Все уточнения и вопросы разъяснялись на личной встрече с HR-менеджером.

Встречи с кандидатами стали назначаться в центре города, а не в офисах мошеннических кол-центров, что чаще всего происходило в кафе или других публичных местах. Этот шаг был предпринят для усиления конфиденциальности процесса найма.

Интересно, что после февраля 2022 года появились объявления о найме сотрудников в мошеннические кол-центры с требованием знания польского языка. Это свидетельствует о том, что мошенники начали направлять свои звонки также к гражданам Польши.

В ходе анализа данных из бердянского кол-центра были обнаружены персональные данные 95 тысяч граждан Польши. Кроме того, журналы звонков показали, что с 14.12.2021 года началась целенаправленная мошенническая активность против жителей разных стран, включая Польшу (380 тысяч звонков), Казахстан (36 тысяч звонков), Таджикистан (18 тысяч звонков), Грузию (более 8 тысяч звонков), Кыргызстан (8 тысяч звонков), и Узбекистан (7,5 тысяч звонков). Эти данные подтверждают транснациональный характер деятельности мошеннических кол-центров.

Что касается процесса трудоустройства в такие кол-центры, нам удалось определить личность одного из HR-менеджеров, ответственных за подбор кандидатов в мошеннический кол-центр в Днепре. Под видом кандидата с опытом работы в этой сфере, мы установили контакт с HR-менеджером.

Обычно после такого первого контакта, специалист должен запросить у кандидата подробности о том, какие мошеннические схемы он использовал. Согласно информации от HR-менеджера, в кол-центрах этой организации работают «от имени МВД». Затем было предложено обсудить более подробные детали на собеседовании.

В назначенное время HR-менеджер связался с нами и сообщил, что он пришел в кафе, но не обнаружил нашего вымышленного кандидата. В ответ мы предложили ему включить видеосвязь, чтобы легче найти друг друга. Во время видеозвонка HR-менеджер показал нам, что он действительно пришел в указанное место, но, по всей видимости, кандидат что-то перепутал и не явился. Нам удалось визуально увидеть HR-менеджера через видеосвязь.

С помощью открытых источников информации мы смогли идентифицировать HR-менеджера, с которым мы вели диалог. Ее имя — Кристина. Анализ ее социальных сетей выявил, что в октябре 2022 года она находилась во Франции, а после возвращения в Украину продолжила заниматься набором персонала для мошеннических call-центров. Кроме того, она параллельно организовывала сбор гуманитарной помощи для Вооруженных Сил Украины.

Вся информация о личностях, связанных с деятельностью мошеннических кол-центров, была передана российским правоохранительным органам.

В результате проведенного расследования экспертами СберБанка были сделаны следующие выводы:

  1. Для вербовки новых сотрудников в преступный бизнес мошеннических кол-центров используются известные и популярные ресурсы для поиска персонала.
  2. Привлекательная заработная плата, превышающая средний уровень, привлекает постоянный поток кандидатов на позиции операторов мошеннических кол-центров.
  3. С увеличением числа стран, в которых действуют мошеннические кол-центры, HR-специалисты начинают обращать внимание на дополнительные языковые навыки кандидатов, такие как знание польского языка.
  4. Из-за распространения информации о деятельности мошеннических кол-центров в СМИ, набор персонала на позиции операторов стал более скрытым и завуалированным. HR-специалисты принимают дополнительные меры предосторожности при взаимодействии и проверке будущих сотрудников.

Мошенники выдают себя за Роскомнадзор — новая схема обмана

Оцените статью
Проверка курсов
Добавить комментарий